Дорогие друзья! Вы часто спрашиваете про серопозитивность, про то, что лучше или хуже (серо+ или серо- артрит), какой прогноз и тд. Вот буквально на днях был опять такой вопрос 🙂

Для начала давайте разберёмся, что такое вообще серопозитивность. К сере из таблицы Менделеева (т.е. химическому элементу) это конечно же не имеет никакого отношения. Термин пошёл от слова «Serum», то есть сыворотка. Повышение специфических показателей в крови и называется как раз «серопозитивность», а в противовес отсутствие их или нормальные значения — «серонегативность».

Исторически под серопозитивным ревматоидным артритом понимали положительный ревматоидный фактор в сыворотке крови. Появление новых более чувствительных и специфичных маркёров заболевания также нашло отражение в диагнозе: АЦЦП-позитивный, серопозитивный по АЦЦП, АЦЦП не исследованы — все это вы можете прочесть в диагнозе. Кстати, можно почитать все посты про АЦЦП в строке поиска)

А теперь факты. К основным факторам неблагоприятного прогноза при РА относят:

  • позитивность по АЦЦП и РФ,
  • высокую активность заболевания и ее стойкое сохранение на фоне терапии,
  • СРБ,
  • количество припухших суставов,
  • высокие исходные значения общего счета эрозий (модифицированный индекс Шарпа).

Наличие АЦЦП является мощным предиктором быстропрогрессирующего варианта течения болезни, в том числе развития активного эрозивного процесса, а при совместном определении АЦЦП и SE («shared epitope»- см. пост про курение) новые эрозии появляются в 2 раза чаще.

Даже при очень раннем начале приема базисных противовоспалительных препаратов (БПВП) (менее 3 месяцев от появления первых симптомов) у части АЦЦП-позитивных пациентов эрозивный процесс продолжает распространяться. На протяжении первых 4-5 лет от начала болезни АЦЦП-позитивные пациенты, как правило, имеют более высокие значения индекса DAS28 (оценка активности болезни). Это может подтверждать тот факт, что наличие АЦЦП является маркером более тяжелого течения РА, особенно в первые годы болезни. Сохранение активности заболевания у этих пациентов может способствовать прогрессированию деструкции суставов, что в дальнейшем может негативным образом отразиться на функциональном статусе больных.

Уровень АЦЦП значительно коррелирует с выраженностью рентгенологического повреждения. При проведении оценки рентгенологической динамики было выявлено, что АЦЦП-позитивные и РФ- позитивные пациенты подвержены более быстрым темпам рентгенологического прогрессирования артрита.

При одновременном определении в дебюте заболевания положительных титров АЦЦП и РФ пациенты обладают более неблагоприятным как клиническим, так и рентгенологическим прогнозом. Это может быть объяснено тем, что АЦЦП+/РФ+ способствуют увеличению продукции провоспалительных цитокинов, в частности фактора некроза опухоли-альфа, что связано с нарастанием системного воспаления и активности заболевания. Есть мнение, что именно РФ, являясь своеобразным катализатором, повышает способность АЦЦП стимулировать производство активных веществ, тем самым усиливая губительные эффекты АЦЦП при РА.

АЦЦП-позитивные пациенты являются главными кандидатами для получения дорогостоящего лечения генно-инженерными биологическими препаратами.

Таким образом, пациенты, позитивные по АЦЦП и РФ, являясь прогностически более неблагоприятными, изначально (!) требуют к себе повышенного внимания со стороны ревматологов. Это заключается в еще более тщательном контроле за заболеванием, в комплексной оценке ответа на лечение, в применении усиленных схем терапии. И хотя в медицине не принято руководствоваться понятиями «хуже/лучше», думаю, вы сделали выводы.