Какие ассоциации у вас вызывает упоминание о системной красной волчанке? Страшный зверь?  Какой-то непонятный недуг, который мечтал встретить в своей практике знаменитый киношный доктор Хаус? Или просто что-то медицинское, но явно опасное и страшное? Да, все это близко к истине.

Название системной красной волчанки (попросту волчанка, сокращённо СКВ) известно большинству людей из немедицинской среды по сериалу «Доктор Хаус», в котором одиозный доктор из серии в серию ждал случая этого заболевания. Хотя в кинематографическом мире и шоу-бизнесе этот диагноз  некоторым популярным соотечественникам Хауса знаком не понаслышке. Фото из раннего периода творчества Майкла Джексона, например, выдают симптомы волчанки на еще «загорелых» щеках музыканта. Леди Гага и британский музыкант Seal тоже могли бы при случае составить звездную очередь на прием к киношному доктору. Для начала хотела бы ответить на довольно популярный вопрос: почему такое название «волчанка» и связано ли оно как-то с волками?

В переводе на английский системная красная волчанка (СКВ) звучит как systemic lupus erythematosys или просто lupus (SLE), что в переводе с латыни означает «волк«. Происхождение этого названия уходит далеко в средние века, когда люди считали, что поражение кожи лица (что весьма характерно для волчанки) напоминало волчьи укусы. Другие же теории перекликаются с распространёнными поверьями и страхами перевоплощения людей в волков, то есть оборотнями, так как высыпания появляются порой внезапно и довольно сильно меняют внешность человека.

Первое упоминание о болезни, а также само название — lupus — относится к X веку и связано с чудесным исцелением бельгийского епископа у могилы святого Мартина. Однако первые описания симптомов, похожих на волчанку историки находят уже в трудах Гиппократа, который описывал типичные кожные высыпания у молодых женщин. В работах Парацельса встречается описание «изъязвлений» кожи, которые он предлагал лечить кровопусканием .

До половины XIX века волчанка считалась сугубо дерматологическим заболеванием и лечилась в кожных клиниках. И только в 1872 году венгерский дерматолог Капоши (описавший саркому, названную впоследствии его именем) чётко разграничил 2 заболевания — дискоидная волчанка (лечат дерматологи) и системная волчанка (лечат ревматологи).

XX век ознаменовался бурным изучением симптомов СКВ, что вылилось в разработку диагностических критериев этого заболевания. В середине XX столетия, помимо классических критериев СКВ, были описаны случаи сочетания симптомов волчанки и других заболеваний соединительной ткани, что впоследствии было названо overlap-синдромом или синдромом Шарпа, описавшим сочетание симптомов системной красной волчанки и ревматоидного артрита.

Теперь несколько фактов из истории разработки терапии системной красной волчанки. В 1894 году был впервые применён препарат из коры хинного дерева — хинин -, который использовался преимущественно для лечения малярии. К слову, антималярийные препараты и по сей день не потеряли своей актуальности в лечении волчанки. Следующими препаратами, которые стали использовать для терапии СКВ, стали глюкокортикостероидные гормоны, что несомненно явило миру «эру стероидов» и позволило успешно лечить многие заболевания и состояния. Первые эксперименты по выделению субстанции из коры надпочечников (субстанция Х) относятся к 30-м годам XX столетия, но, к сожалению, Вторая Мировая война на время остановила эти эксперименты. Однако уже во время войны секретным службам стало известно, что Германия экспортирует огромное количество надпочечников крупного рогатого скота из Аргентины в качестве допинга для своих пилотов. Это очень заинтересовало европейских учёных, и в 1948 году наконец-то была выделена загадочная «субстанция Х», которая впоследствии вызвала настоящий переворот в лечении заболеваний соединительной ткани. Вот некоторые исторические факты изучения этого тяжёлого системного заболевания.

А мы открываем серьезную и важную главу, в которой я расскажу о причинах развития волчанки, о многочисленных клинических проявлениях этого заболевания, о диагностике, лечении и прогнозе, а также перспективных методах лечения этой болезни. Приятного чтения 🙂