А вы знали, что, оказывается, ревматоидный артрит на сегодняшний день рассматривается как психосоматическое заболевание (ведь как гласит известная поговорка «все болезни из-за стресса»)? Дело в том, что не так давно была разработана экспериментальная психогенная модель артрита. Итак, читаем результаты исследования: «На первом этапе исследователи воспроизвели типичный артрит у крыс введением полной дозы адъюванта Фрейнда (∗). Далее подбирали такую его подпороговую дозу, которая никаких клинических и лабораторных признаков воспаления не вызывала (условно — «субартрит»). Если применить психический стресс в виде принудительной иммобилизации животных без введения адъюванта, то никакого артрита не разовьется. В то же время у крыс с «субартритом» (на фоне подпороговой дозы адъюванта) иммобилизационный стресс вызывал такой же выраженный клинически артрит, как и вызванный полной дозой адъюванта Фрейнда.» Очень любопытное исследование.

Таким образом, стресс вызывал клинически выраженную адъювантную болезнь с полиартритом только у  животных, имеющих «предболезнь», в данном случае индуцированную искусственно. То есть, без стрессорных воздействий в этих условиях болезнь не возникала. Применение транквилизатора, уменьшающего психогенную реакцию на стресс, несколько уменьшало и явления артрита.
В принципе, все так и есть. На практике я ищу (и довольно часто нахожу) анамнестические указания на стрессовые ситуации, предшествующие болезни. Но в литературе об истинной частоте психического стресса в дебюте ревматоидного артрита известно мало.

Естественно, сама болезнь – это сильнейший стресс в жизни больного, который включается в «порочный круг» дальнейших психосоматических соотношений:

  • данные, полученные в разное время и в разных исследованиях, свидетельствуют о том, что для 16% пациентов болезнь  существенно ограничивает круг общения;
  • у каждого пятого болезнь существенно ухудшает взаимоотношения в семье;
  • у каждого четвертого – взаимоотношения на работе;
  • у каждого четвертого формируется чувство ущербности и собственной неполноценности;
  • для каждого третьего (или, точнее, третьей) значимо снижение физической привлекательности;
  • более чем у трети отмечается ограничение свободного времени;
  • у 40% существенно ограничивается работоспособность;
  • половина констатирует ограничение привычных удовольствий;
  • более половины (60%) – ограничение карьеры;
  • две трети больных – существенный материальный ущерб.

К сожалению, вот таким образом болезнь вмешивается в жизнь людей. Таким образом, ревматоидный артрит пополнит, скорее всего, ряды «классических» психосоматических заболеваний.

∗ Адъювант Фрейнда (Freund adjuvant) [лат. adjuvans (adjuvantis) — помогающий, способствующий; по имени Дж. Фрейнда] — один из наиболее распространенных адъювантов, который содержит убитые туберкулезные микобактерии, суспензированные в масляной фазе водной эмульсии. Является мощным стимулятором неспецифических иммунных реакций, используется в экспериментальных исследованиях (в медицине практически не применяется ввиду токсичности и аллергенности). Создан Дж. Фрейндом в 1956 г.