Рекомендуемыми препаратами для профилактики дефицита витамина D являются колекальциферол (D3) и эргокальциферол (D2). Большинство исследований свидетельствует о равнозначной роли
витамина D3 и D2 в профилактике недостатка витамина D. Они не обладают исходной активностью, с чем и связана их низкая токсичность, широкий терапевтический диапазон и возможность применения в высоких дозах.

Людям в возрасте 18-50 лет для профилактики дефицита витамина D рекомендуется получать не менее 600-800 МЕ витамина D в сутки. Людям старше 50 лет для профилактики дефицита витамина D рекомендуется получать не менее 800-1000 МЕ витамина D в сутки.

Редкое пребывание на солнце, применение солнцезащитных кремов, заболевания желудочно-кишечного тракта, сопровождаемые снижением всасывания витамина D, повышают риск дефицита витамина D у лиц старше 50 лет. Результаты ряда исследований показали, что дополнительный прием витамина D повышал минеральную плотности костной ткани и снижал скорость потери костной массы у пожилых мужчин и женщин. Прием витамина D 800-1000 МЕ в сутки у большинства пожилых людей повышает уровни 25(OH)D в сыворотке крови до 20 нг/мл.

Мышечная слабость является ярким проявлением клинического синдрома выраженного дефицита витамина D. Клинические симптомы включают слабость в мышцах, боли в мышцах и нарушения равновесия. Доказано, что 800 МЕ витамина D в сутки приводит к повышению силы или функции нижних конечностях на 4-11%, уменьшению раскачивания тела при ходьбе на 28 % и снижению частоты падений до 72% у пациентов старше 65 лет после 5 месяцев лечения.

Беременным и кормящим женщинам для профилактики дефицита витамина D рекомендуется получать не менее 800-1200 МЕ витамина D в сутки. Содержание 25(OH)D в сыворотке крови матери
и рожденного младенца находятся в прямой зависимости. Известно, что в молозиве и грудном молоке содержание витамина D очень мало – около 16 МЕ/л, что позволяет констатировать тот факт, что младенцы, находящиеся на грудном вскармливании, имеют высокий риск рахита. Однако верна и обратная ситуация: симптомы рахита у ребенка являются четким индикатором дефицита витамина D у матери.

Хорошо известно, что в первом и втором триместрах у плода закладывается и формируется большая часть органов и систем организма, а в скелете происходит закладка матрикса коллагена. В третьем триместре начинается кальцификация скелета, что значимо повышает потребность в кальции. Результаты проведенных исследований показали, что дефицит витамина D у беременных женщин связан с повышенным риском развития преэклампсии, сахарного диабета и остеопороза.

Для предупреждения развития во время беременности и лактации осложнений, связанных с дефицитом витамина D, женщинам рекомендуется поддержание уровня 25(ОН)D в крови более 30 нг/мл. Необходимо отметить, что большая часть мультивитаминных комплексов для беременных и кормящих грудью женщин, вопреки ожидаемому, содержит намного меньше рекомендуемого минимального потребления витамина D (0-500 МЕ, в среднем — 305 МЕ) и кальция (0-200 мг, в среднем — 80 мг), что делает очень важным дополнительный прием препаратов витамина D и кальция. Несмотря на то, что витамин D проникает через плаценту, концентрации его у плода всегда существенно ниже, чем в крови матери. Обычно рекомендуют беременным и кормящим женщинам принимать как минимум 800-1000 МЕ витамина D в сутки. При наличии факторов риска дефицита витамина D (темная кожа, ожирение, гестационный диабет, низкое пребывание на солнце и др.) рекомендуется оценка уровней 25(OH)D: при выявлении дефицита витамина D, необходима адекватная коррекция уровней c приемом колекальциферола в дозе 1500-4000 МЕ/сут.

Для обеспечения достаточных количеств витамина D в грудном молоке для младенца, получающего
исключительно грудное вскармливание без дополнительного приема препаратов витамина D, матери необходим прием порядка 4000-6000 МЕ/сут.

При заболеваниях и состояниях, сопровождающихся нарушением всасывания и преобразования витамина D, рекомендуется прием витамина D в дозах в 2-3 раза превышающих  суточную потребность. Пациенты с ожирением (ИМТ> 30) имеют повышенный риск развития дефицита витамина D в виду того, что жировая ткань является депо для данного жирорастворимого витамина.

Без медицинского наблюдения и контроля 25(ОН)D в крови НЕ рекомендуется назначение больших доз витамина D на длительный период (> 6 месяцев). Из-за накопления его в жировой ткани, создается предпосылка для развития потенциальной токсичности витамина D. Длительные исследования по изучению применения высоких доз витамина D отсутствуют. Однако, большинство экспертов считают, что развитие токсических проявлений витамина D является очень редким явлением и связано лишь с приемом внутрь очень высоких доз витамина, в сотни и тысячи раз превышающих максимально допустимые в течение продолжительного периода времени.