Уважаемые друзья! На вчерашнем вебинаре, посвященном роли хондропротекторов в терапии остеоартроза, я задала свой любимый вопрос аудитории: как все-таки правильно называть заболевание — остеоартроз или остеоартрит? Голоса разделились… Все-таки бОльшая часть аудитории склонялась к «остеоартрозу». Что ж, будем разбираться вместе… А чтобы разобраться углубимся в тонкие механизмы развития болезни.

Незнание и недопонимание многих существенных моментов развития болезни сказывается на том, что в настоящее время одна и та же болезнь называется то остеоартрозом, то остеоартритом. Однако полученные доказательства достоверно указывают на роль воспаления и провоспалительных веществ (медиаторов) в патологическом разрушении суставного хряща и субхондральной кости, что позволяет обоснованно употреблять термин «остеоартрит», а термин «остеоартроз» останется лишь частным понятием, отражающим конечные дегенеративно-деструктивные процессы в суставе.

Так почему же до сих пор остеоартроз рассматривается как болезни старения и изнашивания хряща? Согласно теории 80-х годов прошлого столетия, остеоартроз рассматривали как болезнь изнашивания тканей, то есть как дегенеративное заболевание, при котором происходит замедление процессов восстановления в поврежденном хряще. Эта теория базировалась на наблюдениях и экспериментальных данных того времени, что хондроциты (то есть клетки хрящевой ткани) имеют низкую метаболическую активность и не способны восстановить поврежденный хрящ. Вследствие отсутствия кровоснабжения хрящ также не может ответить на раздражающие или повреждающие стимулы обычной воспалительной реакцией. Поэтому ранее заболевание расценивалось как стигма старения организма в целом и суставов, в частности.  Поэтому термин «остеоартроз» соответствует старым представлениям об этом заболевании.

Что же происходит в суставе при остеоартрите? Сегодня специалисты все чаще уделяют внимание суставу не как совокупности костных и суставных поверхностей, хрящевых структур, синовиальной жидкости, суставной капсулы, а как единому органу с присущими ему функциями. Именно поэтому на современном этапе остеоартрит может рассматриваться именно как органное заболевание. При остеоартрите страдают  ВСЕ (!!!) компоненты сустава, в первую очередь, хрящ, а также субхондральная кость, синовиальная оболочка, связки, капсула, околосуставные мышцы. При остеоартрите страдают все структуры хряща, высокоиннервированные компоненты сустава в виде прилегающей к суставу надкостницы и многие другие. Мышечные структуры страдают как от воспаления, развивающегося в суставах, так и от нарушения функций больного сустава, так как мышечный аппарат берет на себя повышенную механическую нагрузку, которая в конечном итоге приводит к дистрофическим процессам в мышцах. Многообразный характер боли позволяет заподозрить значимую роль нервной системы как в поддержании воспаления и разрушения суставных тканей, так и в формировании болевого синдрома.

Ключевым в развитии остеоартрита является СИНОВИТ, то есть воспаление синовиальной оболочки сустава. Синовит является предщественником повреждения хряща. Синовиальные клетки продуцируют провоспалительные медиаторы, в результате чего нарушается баланс восстановления и разрушения хряща с преобладанием последнего. Два основных цитокина, которые вовлечены в патологический процесс при остеоартрите — это интерлейкин (ИЛ) 1 и фактор некроза опухоли (ФНО) α. Синовиальная оболочка также продуцирует повышенное количество ИЛ-6, ИЛ-10, гранулоцит-макрофаг-костимулирующего фактора, а также хемокины, ИЛ-8, молекулы сосудистой и межклеточной адгезии. Поэтому заболевание имеет полное основание именоваться остеоартрИТом, подчеркивая воспалительные аспекты его развития.